Евразийский Вектор*

info@i-eeu.ru

Ситуация на постсоветском пространстве

По мнению большинства российских экспертов, занимающихся интеграционной проблематикой, 2020 год стал абсолютно провальным для России по направлению «постсоветская интеграция».

Главное интеграционное объединение, каким считается Содружество независимых государств,[1] в кризисе: эта структура остается формальным клубом президентов, большинство из которых относится к России, по меньшей мере, настороженно и продолжает демонстративно проводить «многовекторную» политику, в рамках которой они сориентированы больше либо на Запад (Украина, Грузия, Армения, Молдова), либо на Китай (Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан), либо на исламский мир (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан). И даже Белоруссия, которой вроде некуда деваться и которая живет фактически за счет российских преференций, стремится проводить подчеркнуто независимую от РФ политику.

Главное экономическое интеграционное объединение, ЕАЭС,[2] несмотря на открывающиеся широкие перспективы сотрудничества с крупнейшими государствами Евразии в результате перехода мира к многополярности, также в кризисе. Число полноценных членов застыло на пяти, при этом со всеми участниками Союза (Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией) у России весьма непростые отношения. Каждая из этих стран стремится пользоваться членством исключительно в собственных интересах, одновременно всячески отстраняясь от встречных обязательств по отношению к РФ. Большинство форумов межрегионального и приграничного сотрудничества, проводимых в 2015-2018 гг. Министерством экономического развития РФ совместно с министерствами экономики стран ЕАЭС и СНГ, оказались не эффективными. По факту большинство заключенных в ходе этих форумов межправительственные соглашения не дали ожидаемого результата.

Недееспособность военно-политического союза, ОДКБ[3] была наглядно продемонстрирована в ходе недавнего азербайджано-армянского конфликта, когда Казахстан явно, а Кыргызстан и Таджикистан (все – члены ОДКБ) неявно поддержали Азербайджан.

Наконец, реальное развитие Союзного государства РБ и РФ (не сводящееся к интенсивным контактам между чиновниками двух стран) в свете последних событий в Белоруссии тоже находится под вопросом.

Отношения России с каждой из постсоветских стран носят преимущественно «челночный» и межкорпоративный характер, когда некоторые успехи в их взаимодействии объясняются наличием приграничного сотрудничества малого и среднего бизнеса или реализацией на территории тех или иных государств СНГ крупных проектов отдельных российских (в основном энергетических) корпораций. Однако же эти связи и проекты не приводят к заметному политическому и культурному сближению бывших советских республик с Россией как таковой.

Единственным исключением в 2019-2020 гг. был для России Узбекистан, где в текущий период отношения к РФ были позитивированы относительно предшествующего периода, когда эти отношения оставляли ожидать лучшего. Однако развитие отношений между РФ и РУ сегодня складываются так, что они более выгодны для Узбекистана, чем для России.

Основные причины провальной интеграционной политики:

А) сырьевая экономическая модель российской экономики предопределяет порочность экономических отношений РФ со всеми своими соседями; во-первых, Россия вынуждена поставлять газ и электроэнергию в соседние страны по заниженным ценам, не получая взамен даже предсказуемой политической лояльности; во-вторых, РФ фактически попала в зависимость от транзитных стран (Украины, Белоруссии и стран Балтии);

Б) государственное управление в РФ осуществляется в основном в административном режиме; в отсутствие четкой и ясной государственной идеологии ни один российский госорган, включая МИД, не способен работать политическими методами (в режиме укрепления идеологических и межпартийных связей); однако административные методы за пределами РФ не действуют;

В) зависимость российской финансовой системы от Запада и чрезвычайная ограниченность бюджетной денежной массы РФ не позволяют финансировать пророссийские проекты и НКО на пределами России;

Г) шизофрения в российских элитах (противоречия между либералами-западниками и «государственниками») порождают противоречивость внешнеполитических подходов и конкуренцию отдельных российских «групп интересов» в ближнем и дальнем зарубежье; особенно наглядно проявляются эти противоречия по таким направлениям, как Донбасс (в российских верхах довольно много сторонников передачи Донбасса Украине) или Нагорный Карабах (в российской власти немало лоббистов интересов Азербайджана, Турции и Великобритании);

Д) остаточная социальная политика и снижение уровня доходов граждан делают Россию крайне непривлекательной даже для соседних стран с еще более низким уровнем доходов; наиболее продвинутая часть населения Украины, Белоруссии, Молдовы, республик Кавказа и даже Центральной Азии предпочитает строить бизнес-отношения и налаживать культурные связи со странами Запада, Турцией. Китаем и т.п.

Прогноз развития ситуации на постсоветском пространстве на 2021-2022 гг.:

По мнению большинства российских экспертов, даже если в США победит в итоге Трамп (следствием чего станет пролонгация – без обострения – нынешних отношений между РФ и США), ситуация на постсоветском пространстве будет ухудшаться в направлении ее дестабилизации при одновременном снижении роли и авторитета в этом пространстве Российской Федерации. Как результат – рост протестных настроений и деструктивных трендов в самой России, в том числе – по линии «исламского BLM».

Главная причина – растущие активности на этом пространстве таких игроков, как Китай, Турция, Великобритания, Польша, Румыния и Израиль.

Украина будет добиваться возвращения под свой контроль Донбасса, усиливать давление на Крым, Приднестровье и расширять присутствие на своей территории НАТО и турецко-арабских наемников.

Грузия и Молдова будут стремиться в НАТО. При этом Молдова будет требовать возврата под свой контроль Приднестровья, вывода из него российских военнослужащих и вооружений, одновременно не признавая газовые долги ПМР перед РФ, а также закрывая русские школы и переводя приходы РПЦ в управление со стороны Румынской церкви.

В Абхазии, Грузии, Азербайджане и в молдавской Гагаузии будет расти турецкое влияние. Турецкое влияние будет нарастать также в республиках Северного Кавказа, в Центральной Азии, в Поволжье и ряде сибирских республик. В Нагорном Карабахе не следует ждать стабилизации отношений между Арменией и Азербайджаном. Напротив: в ближайшие годы следует ожидать многочисленных провокаций со стороны Анкары и Баку по типу тех, что осуществляет Киев на Донбассе, продвигаясь метр за метром в «серой» зоне в сторону противника.

В Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане будут усиливаться позиции и Турции, и Китая. Туркменистан, возможно, перейдет в ближайшие годы под прямое китайское управление. Влияние Китая возрастет также в российских республиках Бурятия, Тыва и Хакассия. В Якутии продолжится рост влияния США и усиление соответствующих сепаратистских настроений.

В Белоруссии весной следующего года следует ожидать второй волны антигосударственных выступлений – при том, что Лукашенко к этому времени не выполнит своих обещаний по укреплению Союзного государства. (Здесь вместо реального политического и экономического сближения двух государств будут продолжен административные игры – создания новых совместных бюрократических структур ради чиновного распила союзного бюджета).

Новых потрясений следует ожидать и в Армении, поскольку ситуация в этой республике, а также в Арцахе-Карабахе тупиковая. Следствием антиармянской политики Азербайджана на захваченной территории наверняка станет рост недовольства армян «недееспособностью» российского воинского контингента в данном регионе. В самом Ереване при наличии осознания явно колаборационистской и прозападной политики правительства Никола Пашиняна, оппозиция не способна предложить однозначной альтернативы. Нет альтернативы Пашиняну-Саркисяну и у российского руководства, которое предпочитает мириться с нынешней ситуацией в Армении-Арцахе вместо того, чтобы траснформировать регион под себя.

ЕАЭС на грани глубокого кризиса из-за позиции Белоруссии и, возможно, грядущей смены своего отношения к ЕАЭС руководства Казахстана. ОДКБ парализована. Содружество непризнанных государств (ПМР, Абхазия, РЮО, НКР) не видит перспектив своего развития: НКР оказалась на грани упразднения, в Абхазии – паралич власти, в РЮО – кризис власти, в ПМР – новая неопределенность после поражения Додона.

Что делать?

К сожалению, перезагрузить политику России на данном направлении невозможно без перезагрузки всей системы государственного управления в самой России, серьезного обновления управленческих элит и принципиальной смены стратегии развития – перевода её на цивилизационные рельсы.

Прежде всего, необходима смена методологии обеспечения государственной безопасности (по факту нацеленной сегодня на защиту интересов правящего класса) методологией обеспечения ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России и Русского мира (см. разработки Института ЕАЭС).

Эта методология должна быть рассмотрена и принята Советом безопасности РФ, после чего могут быть разработаны соответствующие меры.

Эти меры должны предполагать перезагрузку ЕАЭС и ОДКБ на новой методологической основе, принятие новой концепции внешней политики, новой военной доктрины, а также новых стратегий информационной, демографической, социокультурной, финансово-экономической, правовой и т.п. безопасности. (Как это предлагается сделать, описано в специальной закрытой записке для СБ РФ).


[1]  Это сегодня всего 9 стран. Грузия вышла из СНГ в 2008 году, Украина – в 2018-ом. Туркменистан считается ассоциированным участником. Не исключено, что в ближайшее время из СНГ выйдет и Молдова.

[2]  5 государств

[3]    6 государств