Евразийский Вектор*

info@i-eeu.ru

Армении нужна президентская республика

 

Уважаемые друзья, парламентские выборы, которые состоятся в Армении через три недели, возможно, станут самыми важными выборами в постсоветской истории Армении. Причина – в нынешнем состоянии армянского общества и государства.

С одной стороны, армянское общество все три последних десятилетия было расколото, но если до осени прошлого года это был раскол общества, которое, тем не менее, было полно надежд на развитие, то сейчас раскол сопровождается растерянностью элит и нарастающей апатией населения.

Будущее Армении вдруг стало туманным. Некоторые наши коллеги даже заговорили о возможной утрате Арменией своей государственности.

Насколько обоснованы такие утверждения?

Мы вчера посетили Хор Вирап – самое, пожалуй, сакральное место в Армении и на всем Южном Кавказе. И потом, когда мы возвращались в Ереван, проезжая через Арташат с его неприглядными многоэтажками и «Третий участок» Еревана с его разрушенными заводами, меня посетила мысль о чудовищном несоответствии великой армянской истории и нынешнего состояния армянского государства.

На этом фоне возникает потребность поговорить не просто о предстоящих выборах, но о вещах куда более фундаментальных. Например, о судьбе Армении. О том пути, который предстоит пройти армянскому народу, чтобы вновь обрести надежду на развитие.

Давайте посмотрим честно на то, что представляет собой сегодня армянское государство.

Во-первых, это государство, у которого вновь обозначился жестокий и сильный враг, испытывающий ненависть к армянству.

Во-вторых, у Армении были отняты значительные территории, но противнику этого мало, и он продолжает претендовать на армянские земли.

В-третьих, огромный кусок Армянского мира, Арцах оказался в государственно-правовом тупике.

В-четвертых, в ситуации сохранения и появления новых угроз для государственности Армении в стране нет авторитетной и сильной власти.

В-пятых, в Армении нет сильной и дееспособной оппозиции.

В-шестых, ни у кого ни во власти, ни в оппозиции нет ясной программы развития страны; все политические силы втянуты в дебаты по поводу образовавшихся тупиков, но никто не предлагает пути выхода из этих тупиков и закоулков.

Наконец, в-седьмых, армянское общество в такой вот ситуации пребывает в иллюзиях относительно возможностей преодоления существующих проблем. Кто-то надеется на армянскую диаспору, кто-то на НАТО и США, кто-то на Россию, а кто-то на далекую Францию или даже на замирение с Турцией и Азербайджаном.

Давайте посмотрим, и тоже честно, что у Армении сегодня имеется с точки зрения возможного сохранения своей государственности и преодоления нынешних проблем.

Начну со второй позиции – каким может быть путь преодоления хотя бы тех основных тупиков, которые я назвал.

Первое и самое важное условие их преодоления – это глубокая политическая реформа. Реформа власти и всей политической системы. (Я в последний свой приезд в Ереван, если помните, говорил о возможности перезагрузки политической системы Армении по итогам парламентских выборов – сейчас продолжу развивать этот тезис).

Итак, к будущим парламентским выборам следует подходить НЕ как к возможности заменить плохих депутатов на хороших (что, в принципе, сегодня в Армении невозможно), но как к возможности осуществить некоторые первые шаги в направлении серьезной политической реформы.

Прежде всего скажу о том, в каком направлении должна произойти эта реформа.

Первое и главное направление, с моей точки зрения, – возвращение Армении к модели президентской республики.

Важно, чтобы в стране появилась авторитетная и, я бы сказал, авторитарная власть.

Главная причина поражения Армении в осенней войне состоит, с моей точки зрения, в отсутствии в стране авторитетной и ответственной власти.

Сегодня в стране имеются президент, парламент с широкими полномочиями, премьер-министр, Совет безопасности, Министерство обороны, Генеральный штаб. Все эти органы слабые, все находятся в противоречиях друг с другом, и никто не несет всю полноту ответственности ни за то, что происходит в стране, ни за то, что происходит на границах Армении с Азербайджаном.

В отличие, кстати, от Азербайджана и Турции, где все вопросы решают президенты Алиев и Эрдоган.

Неправильно понимаемая армянскими элитами демократия помогла им построить огромное количество личных дворцов и особняков в Ереване и за его пределами. Но она не помогла Армении построить современную экономику, дееспособную армию и эффективное государство.

Отсюда выход – возвращение страны к президентской модели политической системы. Консолидация власти. Причем, на сегодня даже не важно, кто будет в результате реформы избран президентом – Саркисян, Пашинян, Кочарян или Иванов. Важно, чтобы в стране появился институт власти, ответственный за то, что происходит в стране.

Как это обеспечить? Об этом я писал в своем докладе, который был вчера размещен на ресурсе Союз-инфо.

В частности, я полагаю, что уже сегодня – в контексте избирательной кампании – всем политическим силам Армении нужно сделать шаг в направлении объединения вокруг этой идеи. Вокруг идеи консолидации всех здравых политических партий и движений на платформе формирования в РА президентской республики.

Некоторые мои коллеги по Евразийскому экспертному клубу разделяют такую точку зрения, что было бы неплохо, если бы участниками избирательной кампании в течение ближайших дней был создан Всеармянский круглый стол с максимальным представительством в нем политических партий и блоков: для начала блока «Армения», партии «Процветающая Армения», партии Уриханяна, движения Бабуханяна, партии Гукасяна, партии Тер-Петросяна, блока «Честь имею» и других.

И этот Круглый стол не просто мог бы, но обязан предложить армянскому обществу созидательную и объединительную программу. В том числе – программу формирования в РА президентской политической системы – в качестве первого шага по выводу страны из кризисного состояния.

Важно, чтобы этот Круглый стол сохранился и после выборов, и в нем участвовали бы все парламентские партии, включая блок «Мой шаг».

Ну и после запуска в Армении модели президентской республики или хотя бы данного вектора в реформе политической системы Круглый стол обязан подготовить рекомендации будущему президенту Армении по поводу реформы внешней и оборонной политики, по поводу проведения в стране экономической реформы и т.д.

В общем, альтернативы консолидации власти и мобилизации страны в направлении укрепления армянской государственности у армянского народа сегодня не существует – как бы кому сегодня в Армении не хотелось продолжать заниматься личным бизнесом и расслабленным существованием за счет этой самой государственности.

Или армянские элиты в ближайшее время проявят волю к объединению и движению в названном мной направлении, или Армения столкнется с новыми и куда более серьезными испытаниями.

Ну и в завершение скажу несколько слов о том, какие еще ресурсы имеет сегодня Армения, помимо потенциальной воли армянских элит.

Вчера, когда мы проезжали через Арташат, я видел российские флаги над какими-то объектами этого города – над автомойками, какими-то кафешками. То есть многие армяне ассоциируют себя с Россией, реально надеются на неё. Российские флаги – это голос армянских «низов», который должен быть услышан армянскими элитами.

С моей точки зрения, Россия – это тот уникальный и колоссальный ресурс, которым обладает Армения, но который она не использует в полной мере. Напротив, в армянских элитах мы видим подчас абсолютно неадекватное отношение к этому ресурсу.

Да, сегодня в России власть тоже расколота, как и в Армении. В ней тоже много сторонников многовекторной политики. В ней даже имеются противники Армении, свои «соросята» и лоббисты азербайджанских, турецких, британских и американских интересов.  Российская власть совершает немало внешнеполитических ошибок. Однако более 80 % населения РФ считает Армению ближайшим союзником России, наряду с Белоруссией.

А самое главное, российские военные осуществляют охрану границ РА, они готовы воевать и даже погибать за Арцах и за Армению. А это самое главное свидетельство того, что та политическая реформа, которая предстоит Армении и за которую придется побороться нынешней армянской оппозиции, предполагает укрепление союзнических отношений Армении с Российской Федерацией.

Сегодня между Россией и Арменией складывается новый военный союз. Важно, чтобы подобный прочный союз постепенно сложился между этими двумя странами в экономике и в других сферах жизни. Понятно, что какой-то части армянской элиты комфортнее дружить с западными структурами, а не с менее привлекательной Россией (тем более что Запад активно оплачивает эту «дружбу»), – но пусть это будет их личным делом.

Но сейчас мы говорим о судьбе армянской государственности как таковой. И гарантом этой государственности я вижу, прежде всего, Российскую Федерацию, точнее – искренних друзей Армении в российском народе и в российской власти. Как это и происходило последние 200 лет.

Это уже хорошо понимают в Арцахе. Важно, чтобы это поняли и в Армении.

И последнее: в то время как мы (я имею в виду и Армению, и Россию) топчемся на месте и мыслим политическими категориями 90-х годов, ориентируясь на такие фантомы, как «свобода», «демократия» и «рынок», глобальные «центры силы» приступили к новой фазе глобализации – к формированию такой модели нового миропорядка, как «инклюзивный капитализм». И эта модель совершенно исключает сохранение, по меньшей мере, в западной части мира суверенных государств.

Это отдельная тема, которую мы сегодня не затрагиваем. И я говорю об этом только для того, чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что армянское общество сегодня выбирает не между Западом и Россией, а между погружением в небытие, связанное с формированием инклюзивного капитализма» и выживанием, гарантом которого для Армении может быть только суверенная Россия.

Спасибо за внимание.

Владимир Лепехин

директор Института ЕАЭС