Финляндия и Швеция отказались удовлетворить запрос властей Турции на экстрадицию 33 человек, подозреваемых в причастности к деятельности Рабочей партия Курдистана, которую Анкара считает террористической.
По информации турецких СМИ, власти страны направили несколько просьб выдать им «террористов из РПК», однако Хельсинки и Стокгольм ответили отказом.
В ответ президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что не одобрит членство Финляндии и Швеции в НАТО. Он попросил руководство стран не обижаться на него и заявил, что делегации Стокгольма и Хельсинки, «не должны утруждаться поездками в Анкару, если собираются уговаривать» Турцию согласиться с их членством в НАТО. Кроме того, по его словам, Турция не может согласиться на принятие в Североатлантический альянс тех государств, которые ввели против нее санкции, сказал президент.
«Мы не можем сказать „да“. Тогда НАТО не будет организацией безопасности, а станет местом, где будет много представителей террористов», — подчеркнул он.
И что теперь? НАТО закроется для Финляндии и Швеции? Или это просто отсрочка, в ходе которой Эрдоган будет пытаться продать США свое согласие, как можно дороже?
— И Швеция, и Финляндия погрязли в «толерантности», — напоминает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— В этом смысле их отказ Турции в экстрадиции курдов — вопрос принципа. Элиты названных стран не в состоянии перешагнуть через сформировавшиеся идеологемы — всячески защищать мигрантов. И не случайно «стокгольмский синдром» сформировался именно в Швеции.
«СП»: — А насколько это принципиальный вопрос для турок? Они не отступят? Давить на Анкару сложнее?
— Для турок — это тоже дело принципа, поскольку они, в свою очередь, не собираются отказываться от проводимого ими, в том числе и против курдов, националистического курса.
«СП»: — Если турки получат свое, вопрос будет исчерпан? Иных поводов не пускать Финляндию и Швецию в НАТО нет? Или есть другие? Ранее турецкая газета Sabah писала, что волны расширения после холодной войны почти ничего не дали ни НАТО, ни союзникам. Напротив, обернулись новыми издержками и излишне расширили оборонную ответственность НАТО, и в этот раз будет так же — предостерегая от принятия Финляндии и Швеции…
— Если турки договорятся о выдаче им властями Швеции и Финляндии представителей РПК, турецкая сторона может согласиться на принятие данных стран в НАТО. Вопрос: а может быть Швеция и Финляндия специально идут на обострение отношений с Турцией, чтобы та возражала против приема данных стран в Альянс?
«СП»: — Или для Турции значение имеет еще и торг? Что Эрдоган захочет выторговать у США в обмен на согласие принять Финляндию и Швецию?
—Турция традиционно торгуется со всеми и по любому поводу, поэтому её торг обязательно будет, в том числе — и с США. В итоге турки получат и от евроидиотов, и от американских пиратов, и от России максимум возможного.
«СП»: — Как долго продлится этот торг? Можно ли говорить, что вопрос в любом случае решен? Как может Россия использовать эту «передышку»?
— Вопрос, скорее всего, будет решен, и сроки тут не имеют значения. В любом случае инициаторы втаскивания Швеции и Финляндии в НАТО затягивать этот процесс не намерены… В свою очередь, Россия никак не сможет использовать «передышку» в свою пользу. Все «передышки» России работают против неё. Она вот уже более 30 лет плетется в хвосте событий — и пока не способна поменять парадигму и начать действовать на упреждение. Скорее всего, Россия пойдет на какие-то уступки Турции, которая какое-то время будет старательно делать вид, что она будто бы против вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Но на самом деле очередное расширение североатлантического Альянса для турецкого руководства — всего лишь еще один повод поторговаться со всеми, всех развести — и в итоге усилиться.
— Два основных принципа политики на Востоке — это сила и торг, — уверен координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова”* Андрей Дмитриев.
— И Реджеп Эрдоган как консервативный восточный правитель им следует. Россия показала силу, начав спецоперацию на Украине, поэтому он занял острожную позицию. Зато, как только появилась возможность показать свое недовольство коллективному Западу — с удовольствием сделал это. Причем, заметьте, не просто заблокировал членство Финляндии и Швеции в НАТО, а стал прямо-таки издеваться: «Не ездите к нам, не просите и не обижайтесь!»
Султану предоставился прекрасный случай отомстить за всё. За недопуск Турции в ЕС. За критику по поводу нарушения прав человека. За митинги его противников в Берлине и Стокгольме. За карикатуры в европейской прессе и так далее. Причем он реально поставил Швецию и Финляндию перед сложным выбором. Они-то себя позиционируют именно как идейные защитники свобод, прав беженцев, национальных и религиозных меньшинств, включая курдов и гюленистов. Поэтому согласиться с требованиями Турции будет означать измену этим базовым принципам, на такое они пойти не могут. А тогда и НАТО не видать как собственных ушей… Уж не знаю, какие отступные может запросить в этом глобальном торге Эрдоган, но явно не маленькие. На кону стоит очень многое.
Не стоит конечно обольщаться, точно так же он может поставить подножку и России, если мы проявим слабость и не доведем спецоперацию на Украине до конца. Но пока что наблюдаем отличную постановку, которая нам объективно выгодна. Такое вытирание османских ног о скандинавскую гордость в ситуации, когда они уже обрадовались было, что «Балтийское море — внутреннее море НАТО» и принялись рассуждать о блокаде Калининграда, не может не радовать.
— Все дело в уважении, — считает доцент Финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян.
— Эрдоган считает, что Европа его не уважает. Принимает террористов, отказывается продавать оружие. В общем, считает страной второго сорта. Вот Эрдоган и решил показать, кто он есть. Не только европейцам — но и собственным избирателям. У Турции большой комплекс — она хочет считаться европейской страной, и чтобы ее признавали таковой.
«СП»: — А насколько курдский вопрос важен для Анкары. Ну, не выдадут ей этих 33 человек, что изменится?
— Очень важен. Для Турции это вопрос национальной безопасности — ведь на кону территориальная целостность страны. Причем турки считают, что курдское сопротивление продолжается в том числе и потому, что курдов поддерживают из-за рубежа. Как правозащитники, так и те, кто мечтает ослабить Турцию, унизить ее.
«СП»: — А насколько вопрос принципиален для Швеции и Финляндии? Готовы ли они пожертвовать «демократическими принципами» ради НАТО?
— А вот это вопрос. Посмотрим. С одной стороны, неприятно — ведь сдача Эрдогану курдов может вызвать внутренние волнения. С другой, было бы крайне обидно пойти к НАТО, поругаться с Россией — и не попасть туда.
«СП»: — Вашингтон будет давить на обе стороны?
— Посмотрим, что он скажет. Скорее всего, он продавит Швецию и Финляндию.
«СП»: — Какие еще преференции для себя может потребовать Эрдоган?
— Эрдоган требует то, что он и заявлял. Прекращение поддержки курдов, возобновление поддержки оружия. И на Эрдогана сейчас давить смысла нет — большая часть турок уже считает Америку главным врагом страны, так что давление приведет к усугублению проблемы. А вот шведов и финнов продавливать вполне можно.
«СП»: — Как долго эта ситуация может продлиться?
— Все будет зависеть от того, насколько успешным окажется турецкий шантаж. Посмотрим. Пока рано говорить. Эрдоган будет стоять до конца. Если он отступит от своих позиций, то его не поймет собственное население. А России нужно не вмешиваться, стоять в сторонке и потирать руки. Пусть натовцы внутри себя разбираются и демонстрируют, насколько тесным является их альянс.