США пригрозили России новыми санкциями при эскалации конфликта на Украине.
Как пишет немецкий таблоид BILD, речь идет об ограничениях экспорта сырья и вооружений, сокращении дипломатических контактов.
Автором нового пакета ограничений, по данным издания, является глава ЦРУ Уильям Бернс. Утверждается, что госсекретарь Энтони Блинкен оповестил о документе западных сотрудников.
Он предусматривает «перекрытии российских торговых путей по всему миру», блокаду поставок сырья, «перекрытии путей снабжения», а также «резкое сокращение персонала российских посольств в западных государствах». Ожидаемый ущерб для России, как утверждают журналисты, составит 50 миллиардов долларов.
Они нас не спутали с Ираном или КНДР?
— Проблема России вовсе не в санкциях со стороны США, а в том, как руководство РФ на них реагирует, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— К примеру, к санкциям в отношении российской нефти нужно относиться не как к проблеме, но как к подарку судьбы. Это значит, что Россия получает стимул избавиться от зависимости от политизированного американского рынка.
США — не тот экономический партнер, которым стоит дорожить. Экономическое сотрудничество с США становится для РФ все дороже и дороже — и от этого лучше избавляться. В мире огромное количество стран, нуждающихся в нефти, а особенно — в нефтепродуктах.
Проблема, еще раз, не в санкциях, а в том, что офшорные деньги российских олигархов контролируют американские и британские спецслужбы. Наших руководителей беспокоит то, что они уже не могут плавать на своих яхтах по Средиземному морю, а вовсе не экономические санкции по отношению к России как к таковой. Ну и, конечно же, их огорчает сокращение халявы от экспорта углеводородов.
Но как заставить российское офшорное ворье развивать национальную экономику, а не только торговать крадеными у страны нефтью и газом, если граждане РФ сегодня сделать это не в состоянии, а сами офшорные олигархи не хотят заниматься ничем, кроме частного «бизнеса»? Получается, что Запад сегодня своими санкциями невольно подталкивает российских чиновников к курсу на оздоровление экономики РФ.
«СП»: — Санкции могут коснуться оружейной сферы. А тут мы с американцами конкурируем…
— По-моему, американцы уже давно сделали максимум возможного в данной сфере, поскольку экспорт российских вооружений сокращается, меняется также номенклатура этого экспорта в пользу малых партий стрелкового вооружения и боеприпасов.
С другой стороны, экспорт современных вооружений — не то направление экономики, которое должно быть приоритетом для РФ, уж поскольку нередко это оружие используется потом против нас и наших союзников. Например, против Армении в ходе последней войны, в Сирии, на Украине и т. п. Мы оснастили нашими вооружениями Китай и Турцию. Может быть, лучше продавать гражданские самолеты, спутники, автомашины и т. п.
«СП»: — Чем мы можем на все это ответить? Готовы ли мы вообще к такому повороту?
— Самый адекватный ответ России Западу — отставки Чубайса и Грефа. А вообще способов реального и ощутимого ответа зарубежным «партнерам» масса.
Например, реальная деофшоризация российской экономики, полный запрет на двойное гражданство, блокирование российских бизнесов наших олигархов, сменивших гражданство в пользу зарубежного, сопротивление некоторым, наиболее очевидных рекомендациям МВФ, запрет на финансовые спекуляции в РФ, пересмотр итогов приватизации некоторых отраслей, захваченных в 90-е годы западными ТНК и прочее.
Способов — уйма. Но российское руководство, как известно, хочет и на елку влезть (продолжать торговать своей страной с максимальной для себя лично прибылью) и об иголки не уколоться (то есть не получить никаких санкций и вообще — остаться безнаказанными).
Но так не бывает с лидерами колоний, возомнивших себя равными политикам из метрополии. Российские строители дворцов и покупатели океанских яхт рано или поздно будут раскулачены либо собственным народом, либо (если народ России лишили прав и возможностей участвовать в политике) зарубежным начальством и конкурентами.
— Американцы, очевидно, рассчитывают, что их поддержат страны-союзники и те страны, на которые они могут надавить, — считает военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
— Только вот таких стран осталось немного. У нас основные покупатели оружия — в Азии. Возьмем Ближний Восток. Там ситуация неочевидная. Тот же Египет давно, особенно после предательства США во время «Арабской весны», которое привело к власти исламистов, сделал ставку на диверсификацию закупок.
Саудовская Аравия и Израиль у нас ничего и не покупали. С саудитами много лет пытались подписать контракт на 3 млрд., включающий поставки средств ПВО, ракетных вооружений танков, но так и не сторговались.
А заставить Китай и Индию… Они даже союзника по НАТО — Турцию не смогли прогнуть, те купили наши С-400. Китай их просто пошлет подальше, Индия также не пойдет на поводу…
«СП»: — А что в итоге с индийским контрактом?
— Могу сказать точно, что он будет реализован. Как его можно разорвать? Единственный случай, что приходит на память, это когда мы разорвали контракт с Ираном на поставки С-300, но мы понесли огромные как финансовые, так и имиджевые потери. Думаю, все тогда извлекли уроки. Индия не хочет терять поддержку России. Она, как и Китай, стремится делать ставку на Россию для баланса интересов, обе стороны не хотят остаться один на один друг с другом.
Да, немного американцам удалось нас потеснить в Индии с продажей патрульной авиации вертолетов. Но контракт на поставку С-400 уже так просто не отменить.
«СП»: — А в других странах?
— А что они могут сделать? Это раньше они могли давить, когда у многих стран просто не было альтернативы. Сейчас она есть.
Теоретически, конечно, они могут нам проблемы организовать на индонезийском рынке, в Филиппинах, в Мьянме. Тут можно вспомнить, как они сорвали в Индонезии подписание контракта на поставку СУ-35.
Но нужно понимать, что все эти страны, желая сохранить сотрудничество с США, хотят его диверсифицировать. Они понимают, что наше оружие лучше в соотношении «цена-качество», к тому же военно-техническое сотрудничество с Россией дает массу бонусов.
Единственное, откуда они нас могут совсем убрать — это Европа. Но она давно потеряна, и там речь в основном об импорте — мы покупаем у немцев, французов оптику для танков, приборы ночного видения и т. п. Но и это некритично.
У нас и здесь идет импортозамещение, как мы когда-то избавились от зависимости от вертолетных двигателей «Мотор-Сичи», крупнейшего в мире завода, разваленного киевскими властями под давлением американцев. Это, кстати, тоже очень показательный пример для многих…
— Я смотрю на ситуацию как на продолжение фильма «Хвост виляет собакой», поэтому серьёзно воспринимать угрозы нефтяному экспорту невозможно, — отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Дело ведь не в том, что мы «не Иран». В конце концов, Иран продолжает поставлять нефть Китаю, которому в целом плевать на американские санкции. Дело в том, что Россия — это порядка 10% мирового производства нефти. Порядка 6 млн. баррелей в стуки мы поставляем на экспорт либо в сыром виде, либо в виде нефтепродуктов. Большую часть — в Европу и Китай.
Оставим за скобками вопрос, как США планируют блокировать наши трубопроводные поставки, а также поставки по Северному морскому пути. Было бы, конечно, весело посмотреть на ковыряние авианосной ударной группы в арктических льдах, но, полагаю, до такого не дойдёт.
В прошлый раз, когда США отважно ввели санкции против крупного производителя нефти, им оказалась Венесуэла. Которая была вторым поставщиком нефти в Соединённые Штаты. Американским компаниям пришлось оперативно наращивать импорт чёрного золота и нефтепродуктов из России. Сейчас мы конкурируем по поставкам за второе место с Мексикой.
Мудрым политикам в Вашингтоне неплохо было бы проконсультироваться со своими нефтепереработчиками, где те смогут купить нефть, если вдруг поставки из России прекратятся. Речь идёт о 19−25 млн. баррелей в месяц (из порядка 250 млн. баррелей суммарного импорта).
«СП»: — Как мир отреагирует? Кто основные покупатели нашей нефти, и как они поведут себя в случае санкций? Кто продолжит покупать, а кто нет?
— В Азию у нас проложена труба — ВСТО. И в Европу. Полагаю, и ЕС и Китай с большим интересом отнесутся к предложению Соединённых Штатов. Это ведь чистой воды клоунада. Если бы США могли наложить санкции на поставку российских углеводородов, они бы давно это сделали.
«СП»: — Все это «ядерные опции» на крайний случай? Он наступил? По-вашему, это все политика или же борьба за рынки?
— У США нет производственных мощностей, которые позволили бы заместить поставки из России. Ни о какой борьбе за рынки речь идти не может. А о клоунаде, которая должна создать картинку чудовищного кризиса, который должен быть ловко разрешён президентом Байденом — может вполне.