В Болгарии раскрыли схему продажи органов украинских мигрантов богатым иностранцам. Об этом сообщает «Страна.ua».
Издание выяснило, что в бывшей государственной больнице Лозенец за два года провели около полутора десятков операций по пересадке почки от живых доноров. Во всех случаях донорами становились молодые украинцы и молдаване, а получателями — граждане Израиля, Омана и Японии. Чтобы узаконить операцию, в клинике записывали их как родственников.
Сообщается, что получатели органов платили от 50 тысяч долларов за почку, при этом официально в кассу вносилось около половины суммы, а донор получал от пяти до пятнадцати тысяч.
Издание ссылается на свидетельства очевидцев.
«Из-за пандемии с работой туго, многие мои знакомые ищут возможность, как еще заработать. И соглашаются продать почку или даже часть печени», — поделилась жительница Львова Оксана Федив, побывавшая в последние годы на заработках в нескольких европейских странах. По ее словам, за это можно получить несколько тысяч долларов, но есть риск умереть.
Отметим, что граждане Украины не в первый раз оказываются в центре скандалов с черной трансплантологией. Что это — все же единичные случаи отчаявшихся людей или тенденция?
— Потребность в получении больными людьми новых органов значительно превышает количество потенциальных доноров, — отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Отсюда стремление бизнеса удовлетворить растущий спрос любым путем, тем более, что люди, нуждающиеся в новой почке, печени или сердце, готовы платить за них любые деньги.
По сути торговля человеческими органами — самый прибыльный на сегодня вид бизнеса. Но этот бизнес рисковый, поскольку поставки органов во многом связаны с их нелегальным и преступным изъятием у живых людей, которые похищаются, берутся в плен в ходе военных конфликтов или попросту принуждаются к продаже своего тела.
Идеальный вариант — найти довольно большой и стабильный рынок человеческих органов. Но для этого нужно, чтобы в стране-поставщике были четыре основных параметра. Первое — возможности для теневой и преступной экономики, второе — марионеточная власть, которая будет закрывать глаза на преступный бизнес, третье — нищее население и четвертое — уровень медицины, достаточный для того, чтобы делать соответствующие операции. Такие параметры сегодня имеются только в некоторых бывших странах Югославии (например, в Боснии и Герцеговине и полупризнанном Косово), Восточной Европы (в Болгарии и Румынии) и в постсоветских странах, прежде всего — в Молдавии и на Украине.
«СП»: — Насколько можно доверять этому расследованию? Ну есть пара случаев, но не тенденция же? Или же тут целый конвейер?
— Мы не можем точно сказать, имеются ли на Украине пара таких случаев, двадцать или двести двадцать, но то, что Украина сегодня — самое привлекательное место для названного «бизнеса» на крови, это очевидно. Она, как никакая латиноамериканская, азиатская или африканская страна, обладает всеми четырьмя параметрами, о которых я сказал выше. И находится она под боком у Европы — так что с оперативной доставкой органов клиентам нет проблем.
«СП»: — А что, больше украинцу или молдаванину подзаработать в Европе нечем? Совсем стало туго с работой?
— Дело не столько в том, что кто-то хочет подзаработать на продаже собственной почки. Скорее, следует рассматривать случаи, когда те или иные украинцы, молдаване и проч. попадают в долговую кабалу к каким-то структурам в связи с вынужденными расходами на поездку за рубеж, по взятию кредитов и т. п., и у них нет иного способа расплатиться по долгам, кроме как продать свою почку.
«СП»: — Правительства Украины и Молдовы в курсе? Планируют что-то предпринимать? Или тут ничего не предпримешь…
— Правительства Украины и Молдовы по определению не планируют что-то предпринимать в этом направлении. В известном смысле в этих государствах нет правительств. Есть преступные кланы, изображающие из себя правительства. Уверен, что большая часть министров этих правительств участвует в различных преступных бизнесах. Взять, к примеру, Ульяну Супрун, которая целенаправленно занимается уничтожением украинского населения, будучи в сговоре с крупнейшими западными медконцернами — она просто работает на них.
«СП»: — Выходит, судьба населения крайне незавидная — или за европейскими бабками горшки выносить, или горбатиться на уборке клубники в Польше, или в проститутки идти, или почку продавать? Зато безвиз — очень удобно для этих функций…
— Украинский, молдавский, грузинский, болгарский и некоторые иные народы Восточной Европы сами выбрали свою судьбу. Они захотели «евроинтеграции» и «свободы». Но евроинтеграция для этих стран сводится в основном к возможности собирать в западных странах клубнику и мыть унитазы, а свобода — к свободной продаже своего тела и органов. Напомню, в связи с этим, одну блатную поговорку — «Жадность фраера сгубила». Так вот — жадность расслабленного советским режимом обывателя, падкого на халяву и не приученного к серьезной работе и ответственному поведению, верящего в разные байки про свободу и демократию на Западе, обычно и приводит подобных персонажей к печальному жизненному финалу.
— Я все же не думаю, что продажа органов для пересадки — тенденция на Украине, — говорит глава Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. — Какова бы ни была степень обнищания на Украине, она все же не такова, чтобы Украина стала источником донорских органов для богатого Запада.
Отдельные случаи, безусловно, имеют место. Активно работали «черные трансплантологи» во время острой фазы «АТО», тогда распространялась информация об изъятии органов у убитых бойцов ВСУ, но это было в 2015 году.
На Украине многие с подозрением отнеслись к закону о трансплантации, принятому в 2019 году, который лоббировала Ульяна Супрун. И действительно, по этому закону разрешен вывоз органов для трансплантации из Украины. Но пока закон в полной мере не заработал, поскольку не разработана нормативная база.
Сейчас, я думаю, людей, готовых отдать свою почку или часть печени за 10−15 тысяч долларов, на Украине немного.
«СП»: — Но это немалые деньги для украинца?
— По сравнению с доходами среднего украинца — это немалые деньги. По статистике средняя зарплата на Украине составляет около 13 тысяч гривен (450 долларов), но реальная зарплата намного скромнее. Но эти деньги слишком малы, чтобы рисковать жизнью и здоровьем. На эти деньги невозможно решить свои долгосрочные проблемы — приобрести жилье, дать образование ребенку, вылечить близкого родственника.
Цены на жилье, образование и медицину вполне сопоставимы с ценами в Европе или в России. А заработать на текущие нужды и решить текущие проблемы можно и без такого тяжелого ущерба для здоровья. Хотя, безусловно, в любой стране есть альтернативно одаренные люди. Мы помним пример китайцев, продавших свою почку за новый айфон.
«СП»: — Заработать как?
— С работой на Украине действительно очень плохо. Количество рабочих мест неуклонно сокращается. В первом квартале 2021 года Укрстат отчитался о том, что на предприятиях с численностью более 10 человек занято чуть более 7 миллионов человек. В это число входят и военные, и все бюджетники, и полиция. Для страны, в которой официально насчитывают около 37 миллионов человек, цифра безусловно ничтожная. Официальная безработица составляет около 10 процентов, хотя статистика очень недостоверна.
Люди видят главный выход в трудовой эмиграции, и миллионы украинцев выезжают на работу в Польшу, Чехию, Германию и Россию. В Россию, кстати, выехать труднее, чем на Запад.
«СП»: — В качестве кого? На польские клубничные поля?
— Не нужно упрощать. В Польше востребованы многие квалификации и специальности. Мало шансов у юристов, дизайнеров, социологов и маркетологов. Легко устраиваются врачи и айтишники, технологи производств и специалисты в области энергетики и логистики. Из рабочих квалификаций требуются водители-дальнобойщики, электрики, сварщики, строители. Их зарплата, в зависимости от продолжительности рабочей недели, достигает 2 тысяч евро, и в основном, их трудоустройство официальное.
На уборку клубники и уход за стариками вербуются в основном сельские жители или люди без востребованной профессии. По исследованиям социологических служб в Польше 56 процентов работодателей нанимают иностранцев, и пандемия не слишком повлияла на приток гастарбайтеров в страну.
Конечно, не все так шоколадно в трудоустройстве украинцев в Польше или в Чехии. Есть обман работодателей, есть грубые нарушения договоров. Но все же в подавляющем большинстве случаев дело до продажи почек не доходит.
«СП»: — Все же случай не один и не два. Какова вероятность того, что это может стать тенденцией?
— Даже редкие подобные случаи свидетельствуют о социальной деградации и потере жизненных ориентиров у некоторых жителей Украины. Но не думаю, что именно продажа органов для трансплантации является серьезной социальной угрозой для Украины. Думаю, главным маркером отчаяния и обнищания населения является демография.
В 2020 году на Украине родилось 293 тысячи детей. Это антирекорд за всю историю Украины с 1946 года, почти вдвое меньше, чем в 2012, и в три раза меньше, чем перед распадом СССР. При этом количество умерших в 2020 году — 616 тысяч человек. Благодатная территория с замечательным климатом, с развитой инфраструктурой и сравнительно высокообразованным населением становится пустыней.