Евразийский Вектор*

info@i-eeu.ru

Состояние здравоохранения как проблема национальной безопасности России

19 мая 2020


Что бы не стояло за переживаемой человечеством пандемией коронавируса, и кто бы и как не интерпретировал ее источники и цели, похоже, что мир вступил в эпоху, в которой перспектива войны с применением биологического оружия становится более чем реальной.

Распространение коронавируса в почти ста странах показало многое: и чрезвычайную опасность грядущих войн, в которых главными фронтами могут стать биолаборатории, транснациональные фармацевтические компании и национальные системы здравоохранения, и высочайшую степень неготовности и неспособности большинства государств обеспечить своим гражданам здоровье и безопасность. Оно показало, что одним из последствий нынешней пандемии станет пересмотр большинством государств стратегий обеспечения национальной безопасности (далее – НБ), в которых на первое место неизбежно выйдут вопросы, связанные с оценкой состояния и последующей модернизацией всемирной и локальных систем здравоохранения.

То, насколько те или иные государства готовы к вызовам 21 века и, в частности, к вызовам биологической и бактериологической опасности, покажет профессиональный анализ (и им сегодня заняты ведущие интеллектуальные структуры мира, включая мозговые центры различных силовых ведомств), но уже сегодня можно сказать, что ключевым направлением ответа на эти вызовы должна стать новая стратегия НБ, опирающаяся на три основных положения.

Во-первых, система национальной безопасности любого государства отныне должна быть абсолютно суверенной, самодостаточной и способной адекватно учесть и распознать любые внешние угрозы, в том числе и, прежде всего, – возможность распространения в стране различных инфекций; она должна быть также способной быстро и эффективно отразить любые вирусные атаки по всем связанным между собой направлениям: медицинскому, информационному, экономическому, политическому и т.п.

Во-вторых, важнейшее место в новой стратегии НБ каждого государства должны занимать задачи, связанные с модернизацией национальных систем здравоохранения, в которых на первый план – наряду с необходимостью обеспечения жизни и здоровья граждан, должна выйти задача, связанная с готовностью медицинских учреждений к эффективному отражению вирусных атак.

В-третьих, стратегия НБ любого государства должна предполагать создание системы самообеспечения данной страны необходимыми медицинскими мощностями, оборудованием и специалистами, передовыми технологиями лечения, а также лекарственными препаратами и сырьем для их изготовления.

Не секрет, что основной спор между сторонниками различных версий причин и последствий коронавируса COVID-19 осуществляется сегодня вокруг перспектив применения в будущем специальных вакцин с целью предотвращения возможного повторения пандемии данного заболевания. При этом главный нерв нарастающего спора состоит не в том – осуществлять сплошное вакцинирование населения или не осуществлять его и даже не в том, принудительным оно должно быть или добровольным. Основная дискуссия (например, в России) разрастается вокруг вопроса о том, какие вакцины следует применять – отечественные или зарубежные.

С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что производство вакцин и иных лекарственных препаратов, в особенности тех, что направлены на профилактику инфекционных заболеваний, должно быть прерогативой отечественного производителя. (Уже потому, что население страны не может доверять таким скандально известным спонсорам производителей вакцин, как Билл Гейтс; в частности, в мировых СМИ публикуется множество материалов о катастрофических последствиях экспериментов с вакцинацией против полиомиелита, за которыми стоит Фонд Билла и Мелинды Гейтс). С другой стороны, известно, что подобной точке зрения противостоят сегодня ведущие мировые фармацевтические компании и связанные с ними соответствующие лоббистские структуры в каждой из стран, рассматриваемых названными компаниями как перспективный рынок сбыта тех или иных лекарственных средств, а также как объект информационной, экономической и иной экспансии.

Аргументы ведущих мировых производителей вакцин и иных лекарственных препаратов довольно просты и часто сводятся к тому, что западные компании обладают передовыми технологиями и уже сегодня способны производить вакцины, которых нет в распоряжении большинства государств мира. Отсюда практически перед каждой страной встает вопрос о том, где брать вакцины и препараты в ситуации, когда пандемия продолжается, а собственное производство вакцин большинству стран не по силам. Словом, существует опасность, что под предлогом необходимости скорейшего блокирования коронавируса в той же России, в нашей стране, во-первых, будет навязана вакцина зарубежного производства, а во-вторых, применение предложенной вакцины будет продавлено усилиями лоббистов без проведения в РФ надлежащей экспертизы её безопасности.

Проблемы наличия в стране производства необходимых лекарственных средств, а также качества навязываемых к массовому применению вакцин и эффективности контроля за лицензированием их применения чрезвычайно актуальны сегодня не только для большинства развивающихся государств, но даже для таких стран как США. Так, пандемия коронавируса обнажила то обстоятельство, что большинство жизненно необходимых американцам лекарств (в том числе, антибиотиков, обезболивающих и препаратов для лечения диабета, туберкулеза, малярии и ВИЧ) сегодня производятся в Китае и Индии. Чрезмерно зависимой от Китая в области производства лекарственных средств стала сегодня и Европа. В свою очередь, Россия до 80 % лекарственных субстанций также получает из азиатских стран. Сегодня наша страна не может наладить массовое производство респираторов соответствующего класса, поскольку некоторое время назад перестала производить необходимые фильтрующие материалы. Оказалось также, что ни в одной стране мира сегодня нет достаточного для обеспечения всех больных коронавирусом тестов, аппаратов ИВЛ и кислородного оборудования; повсеместно не хватает также профессиональных медицинских специалистов.

И это лишь несколько примеров из тех десятков и сотен фактов, подтверждающих, что глобальное общество в период такой опасности, как пандемия какого-либо смертельного вируса, не способно обеспечить эффективную защиту населения планеты, по меньшей мере, по той простой причине, что далеко не каждая страна готова локализовать эпидемию в собственной стране и справиться с ней своими силами.

Возвращаясь к проблеме национальной безопасности в эпоху новых биологических угроз человечеству, подчеркну, что уже в ближайшее время правительство России и Совет безопасности РФ должны дать четкую и профессиональную оценку как в отношении вируса COVID-19, так и в отношении национальной системы здравоохранения, наметив решение соответствующих задач в области подготовки новой концепции обеспечения НБ страны в области противодействия распространению в РФ вирусных инфекций, а также в сфере модернизации отечественной системы здравоохранения под обеспечение задач национальной безопасности в части, касающейся возникновения биологических угроз.

В свою очередь, задача модернизации предполагает четкое определение функционала и границ гражданской медицины, медицины катастроф и военной медицины. Она предполагает также пересмотр всей стратегии развития в России фармацевтической промышленности.

Речь идет не только об определении полного перечня лекарственных средств и сырья для их производства, которые необходимо производить исключительно в России, но также о надлежащей правовой защите этого приоритета, о соответствующем бюджетном обеспечении, о совершенствовании национальной системы контроля за качеством производимых препаратов и вакцин, о внесении соответствующих корректировок в федеральные целевые программы, предполагающие импортозамещение в области производства лекарственных средств и медицинского оборудования.

В настоящее время в России действуют целый ряд отечественных фармацевтических компаний полного цикла (то есть, включая производство субстанций), в портфеле которых имеются такие социально-значимые лекарства, как моноклональные антитела, инсулины, вакцины, «орфанные» препараты и т.п.). Они не только обеспечивают россиян жизненно важными лекарственными средствами, но и наращивают экспортное производство, проводят клинические исследования, то есть развивают, в том числе, научный потенциал, разрабатывают инновационные препараты и даже собственные технологии, о которых пока еще мало, что известно в мире. Развитие в России полного цикла производства обеспечивает ее лекарственную независимость, что особенно актуально в ситуации закрытых границ, а глобально способствует развитию экономики за счет того, что деньги, компетенции и технологии остаются внутри страны.

Каждая из ведущих российских фармкомпаний, насколько мне известно, производит уже до 40 % необходимых нашей стране лекарственных средств от общего объема потребления по каждому продукту. К сожалению, о них сегодня мало кто знает, а потому многие продолжают сравнивать российскую фарминдустрию с неудачными примерами производства в России машин или сыров. К российским лекарствам в обывательском смысле до сих пор нет доверия, многие все еще предпочитают «импортное». Однако насколько в текущих условиях такая «стратегия» может помочь нам выжить, пока, наверное, сложно оценить. И можно ли говорить о национальном суверенитете страны в такой области, как обеспечение здоровья и жизни граждан РФ?

На мой взгляд, развитие в нашей стране производства собственных лекарственных препаратов и вакцин, а также средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования по таким, в частности, направлениям, как лечение инфекционных и социально значимых заболеваний, а также защита иммунитета граждан и профилактика их здоровья должно стать важнейшей задачей правительства Российской Федерации и Совета безопасности РФ на обозримый период.

Владимир Лепехин

директор Института ЕАЭС