Евразийский Вектор*

info@i-eeu.ru

Учреждение столицы ЕАЭС как драйвер развития Омской области и Юго-Западной Сибири

Одна из важнейших задач, стоящая сегодня перед правительством РФ, – это задача обеспечения в стране динамичного экономического роста. При этом важно достигнуть устойчивого и сбалансированного роста, когда развитие одних отраслей национальной экономики (например, топливно-сырьевого комплекса) не происходило бы за счет других её отраслей и одних регионов (например, Москвы) за счет других субъектов РФ, в особенности – тех из них, которые имеют стратегическое значение.

Одним из важнейших в стратегическом смысле регионов страны является Омская область.

Расположенный в азиатской части России, но относительно недалеко от Москвы, находящийся фактически в центре самой длиной железнодорожной магистрали в мире, граничащий с Казахстаном и связывающий Центральную Азию (через Иртыш и Обь) с Северным морским путем, Омск объективно занимает стратегическое транспортно-логистическое и военное положение с точки зрения пересечения в этой точке важнейших векторов евразийской экономической и социокультурной интеграции.

Какова сегодня социально-экономическая ситуация в Омской области?

По целому ряду социально-экономических показателей (объем ВВП, уровень доходов населения, динамика промышленного роста и т.п.) российские экономисты, социологи и статистики относят этот субъект РФ к числе самых депрессивных регионов страны. Особенно красноречивым показателем в этом смысле становится динамика убыли населения области за счет эмиграции из региона наиболее квалифицированных кадров и, прежде всего, молодежи.

Для справки: омская газета «Город 55» летом прошлого года опубликовала статью под названием «Омск стал самым «депрессивным» городом страны» (18 июля 2018, см. https://gorod55.ru/news/culture/18-07-2018/omsk-stal-samym-depressivnym-gorodom-strany). В статье имеются такие цитаты: «Безысходность» стала частью Омской локальной идентичности», «Hеофициальным символом города назван интернет-мэм «Oмская птица», отражающий «фирменную омскую депрессивность».

Можно эту ситуацию исправить? Разработчики предлагаемого проекта уверены, что в случае его реализации в Омской области, он может стать мощным драйвером развития региона, вытащив её из депрессивного состояния в реальный экономический рост.

Сегодня в России складываются определенные предпосылки для перехода страны к инновационной региональной политике. Первая и самая главная предпосылка – необходимость понимания того факта, что правительству РФ следует уделять больше внимания Сибири и Дальнему Востоку. Становится очевидным, что стягивать ресурсы, людей и деньги только в Москву – порочный путь. Нужно активнее развивать регионы, в особенности – за Уралом. И здесь важно, чтобы с соответствующими позитивными и обоснованными инициативами на президента и премьер-министра выходили сами главы сибирских регионов.

С какой инициативой могло бы выйти на правительство России руководство Омской области?

В ноябре с.г. в рамках Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Омске должна состояться встреча президентов этих двух стран. И это весьма благоприятный момент для того, чтобы руководство региона представило Владимиру Путину (а заодно и Касым-Жомарт Токаеву) предлагаемый проект.

Суть проекта

Основное содержание предлагаемого проекта – учреждение на базе Омска (в партнерстве со столицей Казахстана Нурсултаном) столичного центра Евразийского экономического союза – по примеру того, как столицей СНГ стал в свое время белорусский Минск.

(Для справки: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – одно из самых перспективных трансрегиональных экономических объединений, которым будут прирастать Россия и российская цивилизация в целом в рамках так называемой «Глобализации 2.0», лидерами которой являются сегодня Дональд Трамп, Владимир Путин и Си Цзыньпин). Учреждение в ЕАЭС своего столичного центра имеет важное значение также и для перехода стран – членов этого Союза на более высокий уровень интеграции).

Напомним, что более 10-ти лет назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже высказывал предложение о предоставлении Астане статуса столицы ЕврАзЭС. Тогда в Комиссии Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России обсуждался этот вопрос, и Экспертный совет Комиссии ТС (при участии Института ЕАЭС) предложил иную схему. А именно – рассмотреть возможность создания столицы будущего Евразийского союза в Астане в привязке к ней территориально близкого российского города-миллионника, а именно – города Омск.

Специалисты Института ЕАЭС выступали за то, чтобы в ЕврАзЭС был взята на вооружение управленческая модель Европейского Союза, а именно – конструкция связки двух городов – бельгийского Брюсселя и французского Страсбурга.

Эксперты Института полагали, что по аналогии с ЕС в российском Омске и казахстанской Астане (ныне – Нурсултан) может быть равномерно и паритетно размещены инфраструктуры российско-казахстанского, европейско-азиатского и паназиатского взаимодействия, в том числе – структуры и институты ЕврАзЭС (ныне – ЕАЭС).

В Нурсултане инфраструктура обеспечения межгосударственных и глобальных  коммуникаций мирового уровня уже имеется. Но важно создать её и в Омске. Создание коммуникационной инфраструктуры федерального и международного значения, а именно – современных Конференц-центра, Делового центра (Сити), Информационно-медийного центра, Международного аэропорта и других подобных объектов – могло бы стать мощнейшим фактором всестороннего развития Омской области и всей Юго-Западной Сибири.

Что конкретно предполагает реализация руководством области и страны такого решения, если оно будет принято?

Первое и самое главное последствие реализации предлагаемого проекта – это наделение Омска столичным статусом (разумеется, не вместо Москвы, но в дополнение к ней). Разумеется, это важно для позитивации самоощущения омичей. Для понимания того, что Омск – не заброшенный город в степи, далеко за Уралом, а центр Евразии, столица перспективного цивилизационного образования, имя которому Евразийский экономический союз.

Для справки: в российских СМИ в последнее время все чаще высказывается мнение о необходимости переноса столицы РФ за Урал. Так вот, не нужно переносить столицу страны из Москвы в какой-то другой город. Целесообразно наделить НЕКОТОРЫМИ столичными функциями один из сибирских городов, и наиболее подходящим для этого городом (в силу геополитических, географических и экономических предпосылок) является Омск. (Часть столичных функций, кстати, уже перенесена в г. Санкт-Петербург; имеется в виду Конституционный суд РФ. И это хороший пример оптимизации размещения на обширной российской территории федеральных органов государственной власти).

Предоставление Омску некоторых столичных (в рамках ЕАЭС) функций позволит остановить отток из региона квалифицированных кадров, резко повысит привлекательность жизни в этом городе, позволит привлечь в регион инвестиции и поднять тем самым уровень жизни омичей.

Второе последствие реализации предлагаемого проекта – привлечение в регион федеральных и зарубежных инвестиций с целью создания в нем соответствующей коммуникационной и транспортной инфраструктуры. В Омск, как в столицу перспективного интеграционного объединения (ЕАЭС) могут и должны прийти не только деньги, но также квалифицированные кадры и иные ресурсы. (Известные Омские мостостроители хорошо поработали на строительстве Крымского моста, пора браться за строительство современных объектов в самом Омске).

Третье предполагаемое последствие реализации названного проекта – превращение Омска в важнейший транспортно-логистический хаб Северной Евразии, а также в стратегический узел важнейших кибер- и иных коммуникаций, важных в военном отношении.

Через Омск, как известно, проходит та тонкая транспортная нить, которая связывает западную и восточную части нашей страны, и Большую Европу – с Большой Азией. Следует также иметь в виду, что между Омской и Нурсултаном по прямой линии всего 570 км (меньше, чем от Москвы до Санкт-Петербурга), и здесь напрашивается строительство современного автобана и скоростной железнодорожной магистрали типа «Сапсан».

В условиях, когда Казахстан и страны Центральной Азии все более настойчиво отторгаются от России и вливаются в экономические проекты Китая и исламских стран, весьма важно приступить к реализации больших интеграционных евразийских проектов и прежде всего – совместного с Казахстаном создания транспортно-логистической инфраструктуры в центре Северной Евразии. Вне всякого сомнения, необходимость развития Омска в качестве важного трансевразийского транспортного узла стратегического значения диктуется также проектами программы Великого шелкового пути, реализуемой Китаем.

Существует масса других серьезных аргументов в пользу реализации проекта «Столица ЕАЭС».

Так, в настоящее время контакты между Москвой и Астаной затруднены в силу большого расстояния между двумя столицами. Именно поэтому необходим перенос ЧАСТИ функций международного сотрудничества из Москвы в азиатскую часть России. Минск приближает СНГ к Европе, Омск призван приблизить Россию к Азии.

С учетом же того, что Казахстан сегодня – не только основной партнер России в формировании Единого экономического пространства на территории бывшего СССР, но и главное направление прогнозируемой экспансии глобального рынка (прежде всего, со стороны США и Китая) в Центральную Азию, с точки зрения интересов национальной и цивилизационной безопасности России важно активизировать интеграционную политику Российской Федерации путем первоочередной реализации ряда совместных проектов с руководством и бизнесом Казахстана.

Это так называемая геополитическая предпосылка учреждения в пространстве Омска и Нурсултана общей столичной агломерации.

Варианты совместных (российско-казахстанских) инфраструктурных проектов

Одним из первых совместных инфраструктурных проектов в направлении реализации проекта «Омск-Нурсултан» могло бы стать создание в Омске и столице Казахстана современного Парламентского центра (Конференц-центра) под ПАЕС – Парламентскую Ассамблею Евразийского сообщества.

По Аналогии с ПАСЕ (Европейским парламентом) депутаты ПАЕС могли бы проводить свои сессии то в Омске, то в Нурсултане, благодаря скоростной железнодорожной магистрали перемещаясь между этими двумя городами подобно тому, как депутаты Европарламента курсируют между Брюсселем и Страсбургом.

Вторым совместным инфраструктурным проектом России и Казахстана на рассматриваемой территории могло бы стать, как уже было отмечено выше, строительство высокоскоростной ж\д. магистрали и высокоскоростного (платного) автобана. Разумеется, в случае реализации этих планов аналогичные скоростные железнодорожные и автомагистрали в перспективе могли бы быть построены в сторону Новосибирска (на восток), Челябинска (на запад) и Тюмени (на северо-запад), в связи с чем Омск, мог бы стать также важной «точкой роста» для развития «пояса новых производств» в пространстве от Екатеринбурга до Кемерово и локомотивом индустриального и постиндустриального развития Сибирского региона в целом.

Третьим направлением совместных проектов России, Казахстана и привлеченных инвесторов на обживаемой территории (пространство между Омском и Нурсултаном) могло бы стать телекоммуникационное направление. Это и создание мощного корпункта телекомпании «Мир» с привлечением к его работе журналистов из стран ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и Шанхайской организации сотрудничества, и организация филиала Министерства информации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и учреждение в ОГУ факультета евразийской журналистики.

Четвертое направление – создание на базе развиваемой агломерации «Евразийского технопарка» под любые перспективные в Центральной Азии производства, базирующиеся на российских высоких технологиях.

Пятое направление – учреждение филиала Евразийского банка развития (ЕБР) под задачи формирования Единого финансового пространства ЕАЭС, а также создание Международного (евразийского) финансового центра (МФЦ), специализирующегося, в частности, на финансовом и брокерском обслуживании иностранных инвесторов (например, из проявляющих интерес к российскому рынку арабских стран, Индии, Малайзии и т.п.), прежде всего, в сфере разведки и разработки новых месторождений в Западной и Центральной Сибири.

Важнейшим направлением реализации евразийских инфраструктурных проектов в Омске наверняка станет развитие местной культуры.

У города есть все основания стать одним из значимых культурных и, следовательно, туристически привлекательных центров Евразии. Не только потому, что в области имеется значительное количество культурных и исторических артефактов (времен Тартарии, Степного края Российской империи, гражданской войны в России и т.п.), но и потому, что предоставление Омску столичного статуса позволит поддержать местную креативную молодежь, которая, в свою очередь, совершенно точно придумает тысячу и один проект в развитие своего региона.

Еще одним важным направлением сотрудничества России со странами центрально-азиатского региона в рамках проекта «Омск-Нурсултан» в области культуры могло бы стать проведение в пространстве названной агломерации фестивалей многонационального искусства и Евразийских (зимних) игр, создание в Омске Евроазиатского варианта ЭКСПО и т.п.

Еще одно направление будущего развития региона – образовательное.

Так, одним из важнейших совместных проектов России и Казахстана могло бы стать преобразование Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева в Нурсултане в межгосударственный университет с филиалами в Омске и других странах Евразийского союза.

Евразийский университет мог бы сыграть важную роль в укреплении европейско-азиатского социокультурного и иного стратегического сотрудничества. Так, в Омской части университета студентам из Азии и России преподаватели из Европы могли бы преподавать европейские языки (прежде всего, немецкий и испанский языки как языки глобальной конкуренции), а в Нурсултане – арабский и тюркские языки (как языки межнационального сотрудничества).

Магистратура Евразийского университета (её технические факультеты, сформированные под задачи индустриального и постиндустриального развития Сибири) могла бы стать привлекательной не только для бакалавров из Томска, Новосибирска и других городов Сибири, но также для молодежи из азиатских стран.

С учетом истории Омской области, в которой до недавнего времени проживала самая многочисленная на территории России немецкая община (более 70 тысяч человек), европейский и, в частности, германский вектор проекта представляется весьма перспективным с инвестиционной точки зрения. С учетом общей ориентации России на сближение, в первую очередь, с немецкоязычными странами, проевропейская (то есть не проамериканская и не прокитайская) ориентация «Евразийского университета» могла бы иметь важное геополитическое значение.

Не будем перечислять здесь все идеи и элементы предлагаемого трансрегионального проекта. Скажем только, что в его реализации объективно заинтересованы не только руководство страны, но и жители Омской области.

Полагаем, что сегодня у региона есть такой шанс – и его надо использовать.

Рис. 1. Регион двух «столиц» Евразийского экономического союза.
Рис. 1. Регион двух «столиц» Евразийского экономического союза.