Восточный экономический форум, прошедший во Владивостоке, принес много международных договоренностей в сфере энергетики. Глава индийского Минэнерго проявил интерес к импорту российской нефти и СПГ, а японские инвесторы приняли окончательное решение об участии в строительстве завода «Арктик СПГ — 2»
Надежный партнер
Несмотря на множество политических проблем, традиционно обсуждавшихся в рамках ВЭФ, повестку форума в этом году определило развитие энергетического сотрудничества. И это неудивительно, ведь мировая энергетическая отрасль столкнулась с серьезным кризисом, в том числе из-за резкого сокращения поставок нефти из Ирана и Венесуэлы (по данным отчета BP Statistical Review, добыча в этих странах уменьшилась на шесть и 28 процентов соответственно).
Энергетический шок в первую очередь сказался на экономике наиболее активно развивающихся стран, серьезно ограничив рост ВВП. Так, Индия в первом квартале этого года прибавила только пять процентов ВВП против восьми в прошлом году, а Китай к концу 2018-го и вовсе зафиксировал худший результат почти за 30 лет — 6,4%.
Чтобы обеспечить устойчивое развитие в сложившейся ситуации, нужны надежные источники энергоресурсов. Именно этим объясняется, что тон на форуме задавали Индия, Китай и Япония, особенно пострадавшие от дестабилизации мирового энергетического рынка.
Россия на ВЭФ выглядела триумфатором: в конце августа «Газпром» подключил трубопровод «Сила Сибири» к Чаяндинскому месторождению и начал наполнять его природным газом. Поставки в Китай по 30-летнему контракту общей стоимостью 400 миллиардов долларов начнутся уже 1 декабря.
А за день до начала ВЭФ глава «Газпрома» Алексей Миллер встретился с вице-премьером Госсовета КНР Хань Чжэном. По данным агентства «Синьхуа», китайский чиновник обсудил с топ-менеджером газового монополиста перспективы дальнейшего наращивания российского импорта, в том числе строительство еще одного газопровода — через Алтай. После реализации этого проекта места на китайском рынке для других поставщиков топлива уже не останется.
Настроить чакры
Один из главных итогов ВЭФ — пакет двусторонних соглашений между Россией и Индией. Москва и Дели согласовали программу по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере, а также подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу использования природного газа в качестве газомоторного топлива.
Представители индийской делегации выразили заинтересованность в строительстве трубопроводов для прямых поставок российской нефти и газа. В ближайшее время будут проработаны технические детали этих проектов.
Кроме того, в Дели намерены постепенно наращивать закупки российского сжиженного природного газа. Сотрудничество уже налажено — в июне прошлого года индийская государственная нефтегазовая компания Gail приняла первую партию СПГ от «Газпрома» в рамках 20-летнего контракта на поставку 2,85 миллиона тонн топлива в год.
А на нынешнем форуме индийские Petronet LNG и H-Energy Global Ltd подписали меморандум о поставках СПГ с компанией «Новатэк». Участники соглашения собираются совместно развивать инфраструктуру, в том числе сеть газозаправочных станций и грузовой автопарк, работающий на СПГ.
Еще один крупный контракт подписали «Росгеология» и индийские Srei и Quippo — в области наземной и шельфовой геологоразведки, глубокого бурения, строительства и обслуживания скважин. Этой осенью представители компаний определят стартовые проекты и механизмы сотрудничества по ним.
Железобетонно
Не менее значимы российско-японские проекты, которые обсуждались на ВЭФ. Из главных — участие Mitsui в строительстве завода «Арктик СПГ — 2», принадлежащего «Новатэку». О том, что японские Mitsui и Jogmec получат десять процентов предприятия, договорились еще в конце июня в Осаке. Сейчас Mitsui объявила об окончательном инвестиционном решении.
«Начало производства СПГ запланировано на 2023 год. Данный проект внесет вклад в стабильное обеспечение энергетических рынков Азии, где наблюдается высокий спрос» — подчеркнул председатель совета директоров Mitsui Масами Иидзима
В тот же день глава «Новатэка» Леонид Михельсон сообщил, что компания планирует строительство еще одного завода мощностью почти 20 миллионов тонн СПГ в год — «Арктик СПГ — 1». Учитывая постоянно растущий спрос на топливо в Азии и интерес региональных партнеров, которые участвуют во всех предприятиях «Новатэка», весьма вероятно, что японские инвесторы подключатся к реализации и этого проекта.
Впрочем, Японию интересует не только СПГ, но и российская нефть. На брифинге глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил японским партнерам принять участие в 15 перспективных проектах компании. Топ-менеджер уточнил, что в первую очередь речь идет о строительстве нефтяных хранилищ в Японии и комплекса «Восток-Ойл», который объединит ресурсную базу месторождений Красноярского края и станет якорным грузоотправителем Севморпути.
Комментарий Михаила Хазина:
Очень интересный момент! Дело в том, что ЮВА, с точки зрения раздела мира на валютные зоны, это территория Китая. За исключением Вьетнама. Но Китай не будет делиться углеводородами, ему самому не хватает. А потому вопрос: какова будет наша роль на этой территории? Это очень серьезный вопрос, ответа на который пока ни у кого нет.
Ну, то есть, какой-то план наверняка есть у Путина, но он им вслух не делится (и правильно делает, кстати). Но вот как на реализацию этого плана будет реагировать Китай? Отметим, что Среднюю Азию Китай отдаст (как только рухнут рынки и, вслед з ними, бреттон-вудская система, поддерживать “зону Пути” Китай не сможет, слишком это дорого; сейчас он пробивает континентальную дорогу в ЕС, но после развала там тоже спроса не будет), а вот ЮВА будет постепенно оформлять под себя.
Нет у меня простого ответа на вопрос, как Китай это будет делать. И как с ним договариваться. Но вопрос крайне интересный, поскольку он позволяет нам иметь инструменты контроля над территорией, которую Китай уже втихаря считает своей. И, кстати, нам нужно понимать, как работать не только со Средней Азией, но и с Пакистаном, Афганистаном и так далее. Очень интересные там будут процессы, а Англии уже нет (и США скоро в этом регионе не будет).