Владимир Лепехин
Директор Института ЕАЭС
МИД России сообщил о получении запроса БДИПЧ ОБСЕ на командирование краткосрочных наблюдателей на Украину с целью участия в наблюдении за ходом президентских выборов. В ведомстве отмечается, что Москва намерена воспользоваться своим правом направить своих представителей для вхождения в состав делегации международных наблюдателей за президентскими выборами на Украине.
Позиция ОБСЕ радует. При этом, однако, возникает несколько вопросов.
Вопрос первый: что собирается делать российская сторона, если украинская сторона заблокирует право РФ участвовать в составе миссии наблюдателей (а именно это и собираются сделать украинские власти)?
Вопрос второй: для чего Россия собирается направить своих представителей на Украину? Чтобы что? Чтобы подтвердить в итоге их честное и демократическое проведение, а затем признать их результаты, как это произошло в 2014 году, когда выборы президентом Украины Петра Порошенко были абсолютно недемократичны и во многом сфальсифицированы? Или же, напротив, постараться в ходе наблюдения за ходом голосования вскрыть факты нарушения закона после чего использовать эти факты для соответствующих негативных публичных оценок киевского режима?
Очевидно ведь, что и эти выборы будут с многочисленными нарушениями законодательства. Уже сегодня наблюдаются многочисленные факты подкупа избирателей структурами Порошенко, а также многие другие прямые нарушения закона. Отмечается, в частности, что действующий президент вовсю использует в своих агитационных материалах государственную символику, что он скрыл от избиркома информацию о своих доходах, организовал слежку за конкурентными кандидатами и т.п. Но главное, что уже сегодня начинается давление со стороны киевской власти на некоторых оппозиционных режиму кандидатов. Причем, в первую очередь, на тех из них, кто представляет собой реальную альтернативу и действующему президенту, и режиму как таковому. (По аналогии с «демократизирующейся» Арменией, где недавно прошли парламентские выборы, в которых не смог принять участие единственный реально оппозиционный Николу Пашиняну кандидат – Роберт Кочарян).
На Украине реальных оппозиционных по отношению к хунте политиков хоть отбавляй: Виктор Янукович, Николай Азаров, Олег Царев и проч. Но все они жестко вычеркнуты из современной украинской политики. В регистрации кандидатами в президенты было отказано также оппозиционным политикам Петру Симоненко и Наталье Витренко.
Относительно оппозиционным кандидатом (из числа выдвинувшихся) является, как известно, Виктор Медведчук – но и на него, стоило ему выдвинуться кандидатом в президенты, «шестерочная» порошенковская прокуратура тут же завела откровенно притянутое за уши уголовное дело за – внимание! – «посягательство на территориальную целостность страны».
Еще один оппозиционный главарю украинской хунты кандидат – Надежда Савченко – сидит в тюрьме и ей тупо отказали в регистрации кандидатом в президенты Украины, сославшись на то, что она якобы не выполнила некоторые требования избиркома (хотя, как она их выполнит, если находится в заключении?)
Тучи сгущаются и над лидером президентской гонки Юлией Тимошенко – кандидаткой в главы государства, не являющейся оппозиционной режиму, но лидирующей в президентской гонке, а потому представляющей главную угрозу для Порошенко. Так, подконтрольная все той же прокуратуре Украины общественная организация “Центр противодействия коррупции” обратилась к генпрокурору Украины с требованием завести уголовное дело против Тимошенко за «незаконное обогащение».
Всего на сегодня заведено уже 19 уголовных дел на тех или иных кандидатов в президенты. В том числе – и на Владимира Зеленского, который, как и Тимошенко, опережает по рейтингу популярности действующего главу Незалежной. Так, еще в начале января с.г. криптопрокурор Украины Луценко сообщил, что «по многочисленным обращениям граждан» его ведомство возбудило уголовное дело в отношении Зеленского по статьям, касающимся «насильственного свержения конституционного строя и смены власти, подготовки к преступлению группой лиц, создания террористической группировки, незаконного владения оружием и т.д.
Основанием для возбуждения дела стал известный сатирический видеоролик с участием Зеленского, где он пародировал расстрел депутатов Рады – по следам заведения явно инспирированного уголовного дела на Надежду Савченко.
Вопрос: так кто, собственно, главный комик современной украинской политики: Зеленский или все же Луценко?
Как бы там ни было, начавшаяся кампания по выборам президента Украины – это изначально преступная кампания политических отморозков, в которой на полную мощь используется административный ресурс одного из кандидатов, узурпировавшего в стране не только политическую власть, но также правопорядок и правосудие. О каком международном наблюдении за выборами в такой ситуации можно вообще говорить?
Россия высказала свое недовольство по поводу заведения на Украине уголовного дела на Виктора Медведчука. Об этом, в частности, заявил постоянный представитель Российской Федерации при ООН Василий Небензя во время заседания Совбеза ООН. Но этого явно мало. Полагаю, что Россия должна высказать свою позицию и по отношению к преследованию киевским режимом тех кандидатов, которых под различными надуманными предлогами порошенковский избирком не допустил к выборам: Надежде Савченко, Петру Симоненко, Наталье Витренко, Михаилу Добкину, Владимиру Олейнику.
Ситуация на Украине складывается сегодня таким образом, что самой оптимальной и политически выгодной позицией для России стали бы отказ от участия представителей РФ в наблюдении за выборами на Украине на основании тех явных и многочисленных нарушений закона, которые имеются уже сегодня и нарастают как снежный ком. И, разумеется, с последующим непризнанием результатов украинских псевдовыборов в случае, если президентом станет Петр Порошенко. Ну и пока этот персонаж зачищает предвыборное пространство от конкурентов, самым разумным для России было бы начать кампанию по привлечению внимания международной общественности к многочисленным и наглым нарушениям властвующим на Украине режимом действующего законодательства.