Евразийский Вектор*

info@i-eeu.ru

Зачем Армении НАТО, если она – член ОДКБ?

18 июля 2018


В понедельник армянские СМИ активно комментировали итоги визита премьер-министра РА Никола Пашиняна в Брюссель и его встречи на полях саммита НАТО с лидерами западных государств и генсеком Альянса Йенсом Столтенбергом. Прокомментируем это событие и мы, тем более, что армянские СМИ, пребывающие в постреволюционной эйфории, сегодня, увы, вряд ли объективны.

Институт ЕАЭС обещал внимательно следить за тем, как разворачивает свою деятельность новый премьер-министр Армении. В одной из недавних статей на «Спутник Армении», анализируя первые внутриполитические шаги Никола Пашиняна, автор этих строк отметил, что новый глава правительства Армении «все делает правильно». Я имел в виду те решения и действия, которые направлены на пресечение преступной деятельности в РА «неприкасаемых» при прежнем режиме политиков и олигархов. (https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180629/12949222/rossijskij-biznes-pashinyanu-verit-armenia-i-russia-aktiviziruyut-svyazi.html),

Зачистка обнаглевших чиновников и представителей различных олигархических кланов и последовательная реализация известных антикоррупционных мероприятий – это то, в чем сегодня нуждается не только Армения, но практически любая постсоветская страна. Нуждаются все, но «повезло» Армении: тут армянский народ показывает пример, в том числе и России – как надо идти к прорыву в развитии; во всяком случае – с чего начинать это движение. С другой стороны, важно избежать ошибок на этом пути, не поддавших на демагогию тех политиков и структур, которые давно забыли, что такое подлинная демократия.

Одна из таких «забывчивых» организаций – НАТО, военный блок, связавший большинство европейских государств круговой порукой участия в самых неблаговидных делах.

Это структура, давно не способная предотвращать реальные угрозы для государств-членов (потоки беженцев в Европу, терроризм, нацизм, сепаратизм и т.п.); организация, не только выдумывающая мнимые «угрозы» (вроде «агрессивной» России), но, напротив, сама являющаяся прикрытием главных глобальных угроз миру на планете – американского гегемонизма и западного колониализма.

НАТО был создан англосаксами как инструмент контроля за послевоенной Европой, но сегодня даже Вашингтон уже тяготится этим «бедным родственником» – организацией-паразитом, требующей все новых денег на свое содержание. «Атавизмом времен холодной войны» назвал этот блок и Сергей Лавров.

В 21 веке Альянс никого не защитил, зато несет прямую ответственность за бойню в Ираке, за уничтожение суверенной Ливии, за поддержку террористов в Сирии, за уничтожение мирного населения в Афганистане и т.д. Чиновники НАТО обещали защиту Грузии, но в итоге подтолкнули Саакашвили к нападению на Южную Осетию. Сегодня НАТО активно прибирает к рукам Черногорию и Македонию (мало ему Косово). Альянс активизирует свою преступную деятельность на Украине и в Молдове. Куда дальше? Видимо, следующие цели названного агрессивного блока – Армения и Карабах.

В комментариях российских и армянских СМИ к визиту Пашиняна в Брюссель сквозят разные оценки. К примеру, российские информационные агентства цитируют слова Пашиняна на саммите о том, что Ереван является участником ОДКБ и он «видит Армению в этой организации и в этой системе безопасности». Большинство армянских СМИ, напротив, считают успешным результатом участия премьера в саммите НАТО «корректировку» внешней политики РА в пользу отношений с НАТО.

Аналогичным образом оценивает визит Пашиняна в Брюссель и министр иностранных дел Армении Арман Навасардян. «Визит был достаточно удачным. Если до этого во внешнеполитическом курсе превалировал российский вектор, то после проведенных в Брюсселе встреч баланс был восстановлен», – цитирует главу МИД РА Агентство «Новости Армении».

О чем говорит наличие подобных комментариев? Прежде всего, о том, что новый премьер-министр РА оказался в плотном кольце таких соратников, которые не способны решить простые логические задачки.

Первая задачка заключается в том, что реальный «баланс» во внешней политике Армении невозможен уже потому, что НАТО ведет против России (а значит и против ОДКБ) гибридную войну. Это аксиома, которая не требует доказательств. Сидеть на двух стульях одновременно, безусловно, можно, но только в том случае, если эти стулья неподвижны. В ситуации же, когда расстояние между ОДКБ и НАТО увеличивается, армянское руководство неизбежно вынуждено будет выбрать какой-то один стул.

Вторая задачка связана с ответом на вопрос – а зачем Армении НАТО? Для защиты от Азербайджана? Неужели кто-то в Армении всерьез верит, что НАТО – в случае обострения вооруженного конфликта РА с Азербайджаном (и, следовательно, с Турцией) за Карабах – защитит Армению? Полагаю, что этот альянс, скорее, сам инициирует войну в Карабахе (см. выше), чем предотвратит её.

Задачка № 3 предполагает ответ на вопрос о том, что делают армянские военнослужащие в Афганистане и Косово: множат преступления НАТО и демонстрируют свою лояльность структуре, которой в принципе наплевать на позицию Еревана? («Армения продолжит усилия по укреплению мира в Афганистане», –  заявил премьер-министр РА Никол Пашинян в своем выступлении в Брюсселе). Но зачем стране, стремящейся к суверенитету, участвовать в сомнительных акциях морально устаревшей и явно выжившей из ума организации?

Еще вопрос: правда ли, что сторонники «многовекторной политики» в окружении Никола Пашиняна всерьез полагают, что пседопартнерство РА с НАТО подразумевает сохранение доверия между Арменией и Россией? Или окружение нового премьера держит россиян за лохов?

Никол Пашинян вновь поступил правильно: воспользовавшись оказией, он поехал в Брюссель и изложил западным политикам свои взгляды. Но нет ли в его, прямо скажем, благодушной позиции по отношению к участию РА в программах НАТО источника его будущей стратегической ошибки?

Модно понять руководство Армении: оно боится, что НАТО в своей позиции по Карабаху может предпочесть сторону Азербайджана. Ну что ж: НАТО против ОДКБ – это будет мужской разговор. Ну а пока Армения позволяет Альянсу манипулировать собой – и чем сильнее Ереван будет прислоняться к Брюсселю, тем слабее будут его позиции как в ОДКБ, так и на переговорах по судьбе НКР.